/** style added by sash_ko */

среда, 1 октября 2008 г.

Как заставить себя работать

Сложнее чем сделать что-то - это заставить себя начать это делать. Начать труднее всего, даже если есть план действий. Не всегда конечно, но такое часто бывает, когда чувствуешь, что надо сделать усилие что бы переключить себя в рабочий режим и всячески избегаешь этого, занимая себя мелочами типа чтения почты, гуглоридера и тому подобного. При этом и гуглоридер читается рассеянно, потому что мешает назойливая мысль о том, что надо все таки работать. В итоге ни туда ни сюда.

Самый простой способ в такой ситуации - запоминать свое состояние в процессе продуктивной работы и условия (внешние воздействия), которые оказывают положительное влияние. Это проще всего объяснить на примере :) Мне лучше всего работается, когда я сижу в наушниках и играет вдохновляющая музыка (хотя даже сам факт, что я сижу в наушниках, пусть без музыки, влияет положительно, как бы отгораживая меня от внешнего мира). Еще я могу продуктивно работать когда в комнате со мной никого нет. Теперь, если сегодня я не могу заставить себя работать, я воссоздаю условия, в которых мне работалось вчера - одеваю наушники или иду на кухню с ноутом.

Но так как это самый простой метод, то и работает он примерно в 15-20 процентах случаев. Кстати, он мне напоминает опыты Павлова над собаками :)

Лень, как тараканы, очень быстро адаптируется ко внешним факторам и начинает использовать их в своих целях: внимание целиком переключается на музыку или возникает чувство, что раз я сам в комнате, то можно и не поработать...

Можно усложнить этот метод: подбирать условия так, что бы одни действовали ТОЛЬКО во время продуктивной работы, другие ТОЛЬКО в моменты всепоглощающей лени. Например, не слушать во время работы ту музыку, которую слушаешь во время отдыха. Но на самом деле это тоже не эффективно работает. Причем ломается все в тот момент, когда делишь музыку для работы и для отдыха :)

Самый действенный метод, который я сейчас использую, что бы перейти в рабочий режим - сконцентрировать свое внимание на выполнении какой-то задачи. Задача может быть любая, главное делать ее не отрываясь и не переключаясь на другие действия. И что бы времени она занимала больше 10-20 минут (кстати, только что пришла идея примерно оценить время вхождения в рабочее состояние). Такой задачей может быть чтение статьи на английском, написание поста в блог, выполнение рутинной работы типа разгребания файлов в temp'е, размышление над оптимизацией какого-нибудь алгоритма. После этого намного легче переключить свое внимание и удерживать его на другой задаче.

Задачу все же лучше выбирать "в тему", что бы не увлечься чрезмерно. Для этого я начинаю описывать то, что мне надо сейчас сделать. Просто открываю в редакторе файл с кодом и в комментах пишу рассказ о том, что мне надо сделать, как это можно сделать, какие положительные и отрицательные стороны придуманного решения. Так постепенно втягиваешься в работу. Можно даже что-то полезное придумать. Но у меня обычно бывает, когда раскочегарюсь, придумываю все по новому, а написанное просто удаляю.

Но и это не самый продвинутый метод. На Exception #09, Иван Пирог, организатор этого мероприятия, рассказал про свой метод модификации опыта (или как-то так он его назвал). Суть его в том, что описываешь свое текущее состояние, то, что надо сделать, как это будет делаться и самое главное уделять внимание своим ощущениям в разные моменты, например, что ты будешь чувствовать, когда все закончишь. Потом написанное перечитывается и ему ставиться оценка (например, от -10 до +10). Если оценка низкая, анализируется, что не нравится и все переписывается заново. Анализ повторяется и ставиться новая оценка. Если оценка опять не высокая - переписываться еще раз. Так повторяется до тех пор, пока оценка не становится предельно высокой, а сам рассказ не вдохновляет работать. Самое главное не читать больше, чем "на рассказ" назад. Тогда все плохое, из-за чего переписывалось - забывается, а желание работать все увеличивается :) У Ивана в блоге этот метод описан упрощено (Алгоритм самомотивации. Часть I., Алгоритм самомотивации. Часть II. Пять простых правил.).

Из всего вышеописанного я могу сделать один основной вывод: если продуктивная работоспособность не возникает сама по себе нужно попробовать ее позвать (если гора не идет к Магомеду, значит Магомед идет к горе).

PS: Основной целью данного поста было "вогнать" себя в рабочее состояние. И похоже мне это удалось :)

Комментариев нет: